Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шишкин ив. ив

Гуманитарный словарь

ШИ́ШКИН Ив. Ив. (1832-98) - живописец, пейзажист, гравер-аквафортист. Род. в Елабуге, в семье купца. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. После его окончания в 1857 поступил в АХ, где занимался под рук-вом проф. С. М. Воробьева. В 1860 получил Большую зол. медаль за два вида местности Куокко, на Валааме. В 1861 как пенсионер АХ был отправлен в Мюнхен, посещал мастерские нем. художников. В Цюрихе Ш. работал над изображением животных с натуры. За картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" был удостоен в России звания акад. В 1866 вернулся в СПб., выставлял свои работы в АХ и Т-ве передвижных худож. выставок (ТПХВ). Являлся чл.-учредителем ТПХВ. В 1873 за картину "Лесная глушь" получил звание проф. С 1892 руководил уч. пейзажной мастерской АХ. К пейзажной живописи Ш. обратился еще в ученич. годы. Осн. темой его творчества стала рус. природа. Ранним работам свойственны излишняя детализация, увлечение описательностью. Чрезмерная реалистичность изображения иногда заслоняет общее настроение, создавая впечатление этюда ("Рубка леса", 1867). Но на более поздних полотнах пейзаж уже приобретает целостность, худож. завершенность, передает поэтич. облик рус. природы ("Среди долины ровныя", 1883). Современники отмечали, что среди рус. пейзажистов Ш. является одним из сильнейших рисовальщиков, но находили недостатки в колорите. Демократичность и нар. характер сближает творчество Ш. с иск-вом передвижников.

Лит.: Иван Иванович Шишкин: Переписка. Дневник. Современники о художнике. Л., 1984.

И. И. Шишкин. Охотник на болоте

И. И. Шишкин. Охотник на болоте

Полезные сервисы

шишкин иван иванович

Энциклопедический словарь

Ши́шкин Иван Иванович (1832-1898), живописец и график. Член Товарищества передвижных художественных выставок. В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889; «Корабельная роща», 1898), раскрывая красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной), стремился к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира. Добиваясь живописно-тонального единства композиции, обращался подчас к мотивам изменчивого состояния природы («Сосны, освещённые солнцем», 1886). Мастер литографии и офорта.

* * *

ШИШКИН Иван Иванович - ШИ́ШКИН Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.

* * *

ШИ́ШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан - 8 (20) марта 1898, Петербург], русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма (см. РОМАНТИЗМ) и реализма (см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) .

Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама (см. КАЛАМ Александр). Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким (см. САВИЦКИЙ Константин Аполлонович), 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) и Г. И. Чорос-Гуркин (см. ЧОРОС-ГУРКИН Григорий Иванович). Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович) ).

В Елабуге открыт дом-музей художника.

Большой энциклопедический словарь

ШИШКИН Иван Иванович (1832-98) - российский живописец и график. Передвижник. В эпических образах ("Рожь", 1878; "Утро в сосновом лесу", 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.

Полезные сервисы